.
.
В ХХ веке от болезней, связанных с курением табака, умерло более 100 миллионов человек. Виноваты ли в этом неразумные люди, сующие в рот всякую гадость, или причины роста армии курильщиков сознательно спровоцированы политикой тех, кто табак производит? Вот что об этом писала в свое время американская пресса.
Намерение России присоединиться, наконец, к международной антитабачной конвенции вызвало волну публикаций в СМИ и неподдельный интерес со стороны не только потребителей, но и производителей табака. Война между Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и табачными компаниями выходит на новый виток, ведь последние видели и видят нашу страну исключительно в качестве огромного рынка сбыта своей продукции. Как будут сражаться, можно предположить, посмотрев на битвы, что разыгрывались несколько лет назад.
На исходе прошлого века эксперты ВОЗ стали обладателями документов, которые открывали завесу над подковёрными делами основных производителей табачных изделий в мире. Речь шла о тайных соглашениях между компаниями «Филипп Моррис» и «Бритиш-Америкэн Тобакко» (БАТ).
ВОЗ в своем опубликованном докладе фактически обвиняла эти компании в стремлении сознательно подорвать ее усилия, направленные на борьбу с курением. На что один из директоров «БАТ» Майкл Придеу заявил: «Мы не делали ничего, нарушающего закон или этические нормы. Да, предпринимались определенные действия в свою защиту, но если в документах и есть что-то компрометирующее нас, то эти бумажки давно устарели».
Под «устаревшими бумажками» имеется в виду программа действий табачных компаний, которую, кстати, никто не отменял. Антитабачные действия ВОЗ напугали «Филипп Моррис», которая увидела в них угрозу нормальной деятельности фирмы не только в Европе и США, но и в странах третьего мира.
И в 1988 году по инициативе «ФМ» в Бока Ретон (штат Флорида) состоялся саммит «табачных королей», где была принята программа действий, призванная нейтрализовать действия ВОЗ по борьбе с курением.
Здесь были разработаны меры по дискредитации мероприятий Всемирной организации здравоохранения по снижению потребления табака, дискредитации их конкретных исполнителей, внедрение в структуры организации своих агентов влияния, публикация в СМИ материалов, ставящих под сомнение результаты исследований о вреде табака, уменьшение финансирования антитабачных мероприятий, давление на правительства и общественное мнение развивающихся стран, готовых следовать рекомендациям ВОЗ.
Венцом усилий табачных гигантов должно было стать превращение самой ВОЗ из противника в проводника интересов производителей табака. Денег не жалели. Под видом благотворительности «ФМ» и «БАТ» жертвовали ВОЗ средства на мероприятия в странах «третьего мира» и агенты корпораций постепенно становились своими людьми в подразделениях ВОЗ.
Одним из главных направлений заговора «табачных королей» стала рекламная кампания в развивающихся странах. Раз Европа и США «завязывает» с курением, значит, надо приучить курить жителей третьих стран. Сейчас курильщиками в развивающихся странах являются более 60% мужчин и 10% женщин, а ведь еще 40 лет назад курящих женщин в странах Азии и Африки практически не было.
А все дело в том, что рекламщики производителей табака просчитали, что, если представить сигарету символом освобождения и независимости женщины из-под многовекового социального гнета – это сработает. И это сработало.
В рекламных агитках сигарета присутствует рядом с атлетически сложенными красавицами или спортсменками, при взгляде на которых, например, у юной китаянки не возникает страха, что сигарета может убить ее раньше времени. Опрос, проведенный в Китае, показал, что большинство девушек и женщин там считают сигареты совершенно безвредными.
А неплохо бы знать, что в индустриально развитых странах на лечение болезней, связанных с потреблением табака, расходуется более 200 миллиардов долларов в год. И это при том, что Европа и США курят все меньше и меньше. Мы курим больше – россияне выкуривают более 270 миллиардов сигарет в год, — а вот таких денег на лечение у нас нет.